Пропавшая знаменитость

Оригинал взят у lugerovski в «МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ»: БУЛОЧНАЯ В СОКОЛЬНИКАХ

Русаковская ул., фото 1932 г. На заднем плане дом с булочной, на переднем первомайская демонстрация.

Эпохи меняются, а хорошие старые фильмы остаются. Один из знаменитых сериалов, любимых всеми поколениями «Место встречи изменить нельзя», снятый режиссёром Станиславом Говорухиным по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия» в 1979 г. И подростки и пенсионеры с одинаковым интересом следят за похождениями его главных героев – сотрудников уголовного розыска: Глеба Жеглова в исполнении Владимира Высоцкого и его помощника Владимира Шарапова – артиста Владимира Конкина осенью 1945 г., несмотря на то, что в фильме есть «ляпы», причем достаточно крупные. Даже сам образ Шарапова, согласно версии авторов, боевого командира разведчиков, не выдерживает никакой критики. При таком раскладе он должен быть едва ли не круче Жеглова, а наш Шарапов поведенчески больше похож на юного и робкого студента-гуманитария! Фронтовой опыт в его милицейской деятельности как то абсолютно не сказывается.

Фильм давно растащили на цитаты, что едва ли не самое яркое свидетельство его популярности. Кстати, знаменитое «Ну и рожа у тебя, Шарапов!» совсем не цитата из фильма. Вместо нее на самом деле звучат две другие фразы: «Ну и видок у тебя, Шарапов!» и «Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!».
Все натурные эпизоды фильма снимались в Москве, все съемки в павильонах в Одессе (фильм делала Одесская киностудия). Местом съемки некоторых уличных сцен стали Сокольники, где в то время было гораздо больше застройки довоенного периода. Шарапов ожидал любимую девушку Варю на площадке у станции метро Сокольники. Там раньше был автобусный разворотный круг. В кадре виден несуществующий ныне дом 43 по Русаковской улице. Есть в фильме кадры, где Шарапов и Варя у самого павильона станции метро. Возможно, подразумевается, что они все же в него спустились.

То же, фрагмент крупно.

Одна из самых запоминающихся эпизодов фильма – сцену у булочной, где Шарапов должен встретится с Аней – женщиной бандита Фокса. В назначенное время около булочной. Шарапов увидел Аню, но его под дулом пистолета заставили сесть в фургон для перевозки хлеба и ехать в банду. Этот эпизод, как и предыдущие, был снят совсем недалеко от метро Сокольники. Старый адрес этой булочной: Русаковская улица, дом 47/21, на углу с Сокольническим переулком. Теперь такого адреса уже давно нет. Эта часть Русаковской улицы считается относящейся к Сокольнической площади и главным образом известна по магазину «Мир кожи и меха в Сокольниках» (ныне Сокольническая площадь, дом 4), находящемуся в этом владении.
Булочную в Сокольниках авторы «взяли» к себе в фильм, что называется «живьем». Это не павильонные декорации и не вывеска, прилепленная для съемок на старый дом. Булочная в фильме была не киношная, а самая настоящая. Шарапова «схватили» около ее подвального разгрузочного люка. Местные старожилы до сих пор вспоминают, как оттуда пахло хлебом! Хлеб продавали часто теплый, он лежал на полках в тех же деревянных лотках, в которых его выгружали из фургонов с надписью «хлеб». Продукция булочной осталась в памяти как эталон качества, подчас недостижимый в наши дни. Вот такого печения, которое там продавали, вы никогда не увидите, до сих пор говорят бабушки и дедушки внукам. Более этого, это едва ли не единственная булочная, нашедшая свое место в поэзии. «Булочная на Русаковской» так называется цикл стихов, автор которого московская поэтесса Наталия Черных. Вот одно из них, под назвнаием: «Строфы о свободе в пределах Сокольников».
«Я свободу видела так:
бежать поперёк Русаковской
после ранней обедни.
Колется во рту дыхания злак.
Троллейбус до Маленковской.
Последний.

Я свободу видела так:
не пугаться снов и людей,
не считать себя в тягость другим.
Где свободы идёт водолей,
там военный курчавится дым
над простором житейских морей.

В девять утра булочная открывается.
Сдобу с корицей, пожалуйста!»

Первый этаж дома с булочной (справа). фото 1981 г.

«Помню, что здание было выкрашено в серобежевый стандартный колер. А цоколь каждую весну в бордовый красили. Еще был люк со стороны переулка, куда продукцию с грузовика выгружали. Внутри кафель был советский метлахский, квадратный. Отваливался у входа и плитки отходили. Прилавки-стелажи были белого цвета, с вилками для хлеба. А да, еще на стенах были пластиковые ромбы. Там были всякие рисунки на хлебную тему. Я вот сейчас припомнил, что на одном из них самовар с сушками нарисован был». Такой запомнилась булочная в Сокольниках известному московскому краеведу Денису Ромодину, такой она и была во время съемок фильма.
Тогда лишь одно из окон булочной было декорировано плакатом на военную тему – 1945-й, все же. При таком подходе к натуре в фильм попал прямоугольный металлический эмалированный указатель с цифрой «47» - номером дома по Русаковской улице. Но он не мог быть сделан раньше конца 1960-1970-х гг. Московские указатели 1930-х-1950-х гг. совсем другие. Они тоже сделаны из металла и покрыты горячей эмалью, но круглые по форме с козырьками-домиками с подсветкой.
Большой двухэтажный угловой дом, в котором находилась булочная, был сооружен на рубеже 19-20 вв. по заказу купца Д.И. Громова, занимавшегося «колониальной торговлей», т.е. торговлей с азиатский окраинами Российской империи и содержанием мясной лавки и булочной. Т.е. сокольническая булочная имеет еще дооктябрьскую историю. Это еще тогда была лучшая булочная Сокольников! Кстати, адрес дома: номер 47 по Сокольничему или Сокольническому шоссе, которое только в 1922 г. стало называться Русаковской улицей в честь председателя Сокольнического райсовета врача И.В.Русакова, погибшего при подавлении Кронштадтского мятежа, сохранялся с дореволюционного времени.
До 1930-х гг. дом Д.И.Громова - был четвертым по значимости зданием в этой местности. Выше его были только находящаяся поблизости церковь Воскресения Словущего в Сокольниках и Сокольническая каланча, а вместительнее только театр «Тиволи» (в нем и находился райсовет)! Это хорошо видно на старых фотографиях. Дом Д.И.Громова с эркером под высокой кровлей на углу издали больше напоминал особняк, чем булочную и, по сути, особняком и являлся. Его второй этаж занимала большая квартира владельца, в которой даже находился телефон. Дореволюционная «Адресная и справочная книга «Вся Москва» дает и его номер: 2850. Да, тогда номера московских телефонов были всего лишь четырехзначными…

То же место, фото 1981 г.: через три года после выхода фильма.

После Октябрьского переворота бывший дом Д.И.Громова перешел в собственность города и использован под частные квартиры. Перед войной в квартире № 2 жил гл. инженер хлебозавода им. Сталина Н.Н.Мозгалев. Он был незаконно репрессирован и расстрелян 28 июля 1941 г., т.е. уже после нападения Германии: война началась, а колесо репрессий, крутилось также, как и в довоенное время. В квартире, выходящей во двор жил художник Б.Н.Козлов, родившийся в пресловутом 1937 году – пике сталинских казней и указа о запрете абортов. Его дед был старостой церкви Воскресения Словущего, а родители были актерами и играли в театре В.Э.Мейерхольда. Со временем Б.Н. Козлов занял прочное место среди «художников-нонконформистов», идя в то же время собственным путем и в живописи, и в жизни. Его картины на религиозные сюжеты хорошо покупались дипломатическим корпусом, что сделало известным имя художника на Западе.
Дом был снесен в 1980-х гг. вскоре после выхода фильма, вместе с другими соседними постройками. В этой части Сокольников появились большие магазины и современные блочные многоквартирные здания. Даже тогда это место долго было «хлебное». На месте булочной долго стояла машина (это была территория рынка), с которой продавали горячий хлеб прямо с завода. А еще долго была булочная в торце магазинов. А сейчас в центре Сокольников нет ни одной булочной. Вообще...

Именно этот угол "держал" дом с булочной

А вот что теперь непосредственно на его месте!

Для журнала "Восточный округ"