Шедевр Мельникова

Оригинал взят у evgechesnokov в Бахметьевский автобусный гараж (Еврейский музей)
В 1926 году в Марьиной роще по соседству строились два совершенно разных по архитектуре и назначению здания - синагога и автобусный парк. Спустя десятилетия история сделала причудливую загогулину, поселив музей еврейской культуры в автобусном гараже. Та самая старая синагога сгорела в 1993 году, но вокруг этого места уже сформировалось еврейское культурное пространство с различными религиозными и социальными учреждениями.



Бахметьевский гараж — часть архитектурного комплекса Бахметьевского автобусного парка (позднее — 3-го автобусного парка ГУП "Мосгортранс"), в состав которого также входят административный корпус и здание авторемонтных мастерских. Все эти постройки 1920-1930-х годов были признаны объектами культурного наследия.

Рейсовые автобусы в Москве появились в 1924 году, первая внутригородская автобусная линия связала Каланчёвскую площадь и Тверскую заставу. По ней курсировали восемь автобусов "Лейланд", закупленных в Англии. Спустя три года в столице работали уже 18 автобусных маршрутов, а парк составлял 130 машин. Московское коммунальное хозяйство задумалось о строительстве автобусных гаражей.

Первый автобусный парк был построен в 1926 году на Большой Ордынке по проекту М.Приёмышева, но оказался неудобен для использования. Архитектор Константин Мельников заинтересовался проблемой размещения машин в гараже и придумал способ парковки, который позднее стали называть "прямоточной системой". В своих эскизах и чертежах архитектор обозначал её как "система Мельникова". Смысл этой практичной идеи - отказаться от разворотов и заднего хода машин, автобусы должны заезжать в гараж с одной стороны, а с другой выезжать.


Бахметьевский гараж, въезд, 1929-1931 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/2251


Бахметьевский гараж, выезд, 1970-1980 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/99532






Боковые выезды


Административный корпус гаража




1927 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/98427


2000 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/2647











Не все предложенные Мельниковым детали проекта были воплощены в жизнь, неизменным осталось трапецевидное здание гаража размером 54 на 167 метров и общей площадью 8575 квадратных метров. Примечательно, что все четыре фасада здания имеют разное архитектурное решение. Главный торцевой фасад гаража с семью въездными воротами обращён на улицу Образцова. Вертикальные простенки между въездными порталами, образно напоминающими приоткрытые книги, а также часть плоскости стены над воротами, остеклены. В верхней части главного фасада Мельников поместил крупную рельефную надпись: «Сторона въездов», при строительстве добавилась надпись «Бахметьевский автобусный парк», на картуше — «Московское коммунальное хозяйство. Гараж построен в 1926-27». Крупными римскими цифрами над воротами были обозначены номера рядов. Выезд из гаража осуществлялся через ворота, расположенные на заднем торцевом фасаде. Над четырьмя центральными воротами заднего фасада размещаются большие круглые окна, напоминающие иллюминаторы.

Внутреннее пространство гаража не имеет перегородок и решается по типу крытого манежа, на стальные колонны опираются продольные лёгкие фермы, несущие средние и боковые стропильные фермы, удерживающие кровлю площадью более 8500 квадратных метров. У западной и восточной стен здания были устроены две металлические винтовые лестницы, ведущие на мостики, которые позволяли осматривать автотранспорт сверху. Металлические конструкции возведены по проекту инженера Владимира Шухова.

В 1928 году было построено здание администрации и прямоугольные кирпичные корпуса автомастерских (первоначально планировались здания эллипсовидной формы), завершал работу архитектор В.И.Курочкин. Автобусы с Большой Ордынки переехали в новый гараж, который получил номер один и стал самым крупным в Москве. К 1931 году он не только обслуживал 177 автобусов, но и осуществлял их ремонт.

В начале Великой Отечественной войны Бахметьевский автобусный парк был переоборудован в центральные авторемонтные мастерские (ЦАРМ), на которых ремонтировались фронтовые машины и производились детали для "Катюш", большая часть автобусов в военные годы использовались для военных нужд.

С 1945 года Бахметьевский гараж вернулся к гражданской жизни под названием 3-й Автобусный парк. За время эксплуатации Бахметьевского автобусного парка исторические здания не реставрировались, появились многочисленные постройки, искажающие первоначальную композицию комплекса. С фасада Бахметьевского гаража исчезли объёмные надписи, оконные переплёты заменены стеклоблоками, здание несколько раз штукатурилось и перекрашивалось с отступлениями от оригинального проекта. К началу 1960-х годов в автопарке ухитрялись эксплуатировать 444 машин при изначально расчётной вместимости 186 автобусов. В 1962 году была проведена реконструкция территории, чтобы расширить площади для стоянки автобусов.

Некоторые из этих автобусов могли быть обитателями Бахметьевского гаража:


ЗиС-8


ЗиС-155


ЛиАЗ-158


ЛиАЗ-677М

В 1990-е годы 3-й Автобусный парк окончательно перестал быть рентабельным и переведён в Бибирево. За освободившуюся территорию началась борьба: здесь могли бы разместиться Музей городского транспорта (на мой взгляд, наиболее оптимальный вариант использования), Музей современного искусства или 20-этажный элитный жилой дом. Тогдашний столичный мэр Юрий Лужков сделал выбор в пользу еврейского культурного центра: "Когда ко мне пришли представители еврейской общины и попросили предоставить место для центра, я сразу увидел в их глазах желание сделать добро. Я дал согласие."

К тому времени коррозия съедала элементы ферм, несущий каркас оказался под угрозой разрушения. Увы-увы, по мнению архитектурных экспертов, работа по реставрации памятника культурного наследия началась с самовольного демонтажа оригинальных шуховских ферм и разбора крыши. В 2001 году демонтаж здания был остановлен, над проектом реконструкции стали работать архитектор А.Воронцов, архитектор-реставратор Г.Мудров, специалисты в области архитектуры XX века Е.Никулина и Ю.Волчок. Чтобы приспособить внутреннее пространство под выставочную экспозицию, был привлечён лондонский дизайнер Джейми Фоберт.

К середине 2008 года реставрация гаража была в целом завершена: восстановлены утраченные металлоконструкции, по архивным фотографиям и чертежам Константина Мельникова воссоздан главный фасад здания с надписями над въездными воротами. С 2008 по 2011 год здесь также размещался Центр современной культуры "Гараж", перебравшийся затем в парк Горького.

Еврейский музей и центр толерантности открылся 8 ноября 2012 года. В торжественной церемонии по случаю открытия приняли участие президент Израиля Шимон Перес и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Экспозиция музея разделена на несколько тематических сегментов. Здесь можно увидеть документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев в России, начиная с конца XIX века до настоящего времени, о годах Великой Отечественной войны напоминают танк Т-34, и самолёт У-2.





Основные разделы и залы музея:

Кинотеатр "Истоки"
Посещение музея начинается с круглого зала, в котором посетителям предлагается посмотреть 4D фильм, посвящённый времени от первых дней бытия — сотворения мира и возникновения основных религий — до разрушения Второго Храма и формирования еврейской диаспоры.

Карта миграции
На огромном интерактивном столе отображается история миграции евреев. Этот экспонат можно и нужно трогать руками. Прикасаясь к определённым частям карты, вы сможете узнать о жизни еврейских общин в каждой конкретной стране.

Штетл
В этой части экспозиции воссоздано типичное еврейское местечко царской России с его приземистыми домиками, обязательным рынком, синагогой и религиозной школой (хедер). На огромные, в два человеческих роста, витрины, проецируются уникальные кадры из жизни евреев того времени.

Города и за их пределами
Здесь воссоздана атмосфера одесского кафе конца XIX — начала XX века. В зале расположены сенсорные столики, сидя за которыми можно узнать о проблемах, волновавших умы евреев того времени.

Революция
Данная часть посвящена революции в России, Гражданской войне и участии в ней евреев. Одновременно рассказывается о Бальфурской декларации 1917 года, которая дала основания верить в скорое образование национального государства в Палестине.

Советский Союз
Зал имеет символичное оформление, на его потолке смонтирована пятиконечная красная звезда, под ней на экранах возникают кадры того времени, а также биографии евреев выдающихся личностей эпохи — ученых, политиков, деятелей культуры.

Великая Отечественная Война и Холокост
На огромных экранах демонстрируются кадры хроники, фотографии и интервью с ветеранами, участниками партизанского движения, бывшими узниками гетто и фашистких концлагерей. Главная роль здесь отводится воспоминаниям.

Мемориал памяти
Это место скорби, здесь можно зажечь свечу в память о погибших во время Холокоста и Второй мировой войны, в темном помещении на стене наподобие звезд каждую секунду возникают и удаляются в небесное пространство имена людей.

Послевоенное время
В этой части экспозиции можно узнать об установившемся в СССР антисемитизме, «деле врачей», шестидневной войне и Моше Даяне, движении «отказников», эмиграции и иных событиях, определявших сознание советских евреев в то время. Один из интереснейших элементов экспозиции — воссозданная кухня советской «хрущевки», в которой на установленных голограммах разыгрываются жизненые ситуации 60-70-х годов.

От перестройки до наших дней
Последняя часть музея посвящена периоду становления новой России, который оказался одним из самых благоприятных для российского еврейства. Оно получило то, к чему всегда стремилось, — свободу вероисповедания, передвижения и уважительное отношение со стороны официальных властей.







































27 января 1945 года Советская Армия освободила узников нацистского концентрационного лагеря Освенцим, в котором в годы войны было казнено свыше 1 500 000 человек, большую часть погибших составляли евреи. В наши дни по инициативе ООН эта дата отмечается как День памяти жертв Холокоста - массового уничтожения евреев в годы Второй Мировой войны. В Еврейском музее в этот день зажигают свечи памяти.


Главный раввин России Берл Лазар на церемонии зажжения свечей









13 июня 2013 года в Еврейском музее и центре толерантности открылось подразделение Российской государственной библиотеки, где разместились древнееврейские книги из коллекции семьи Шнеерсон. Это уникальное книжное собрание не прочь заполучить еврейские зарубежные организации, судебное противостояние с хасидами даже вызвало некоторые осложнения в российско-американских отношениях.







Сейчас часть коллекции находится в свободном доступе в Еврейском музее и, по словам библиотечного сотрудника, посетители могут собственноручно ознакомиться с оригиналами книг прошлых веков. Библиотека Шнеерсона собиралась с XVIII века и насчитывает около 4000 томов. В прессе упоминают о 12 000 книг, такое разночтение в цифрах сотрудники объясняют спецификой учёта: в отдельно взятой книге может быть несколько произведений, каждое из которых учитывается как самостоятельная единица.

Самые старые издания датированы XVI веком, но их нынешние кожаные переплёты были созданы позднее. Любопытно, что эти книги, несмотря на их большую культурную ценность, находятся в библиотеке, а не в музейных фондах. С одной стороны, собрание Шнеерсона уникально, с другой, тиражи составляли 200-500 экземпляров, религиозные книги бережно хранились и сейчас подобные экземпляры можно встретить во многих странах.

После революции 1917 года коллекция Шнеерсона была разделена, часть находилась в Государственной библиотеке СССР имени В.И.Ленина, а часть покинула пределы России и оказалась сначала в Риге, затем в Польше и Германии. Недостающие рукописи вернулись в СССР из Германии в качестве трофеев после победы в Великой Отечественной войне.


О войне напоминают звездочки на форзаце книг: в 1941 году так помечались самые ценные издания для создания эвакуационного фонда, который подлежал вывозу из Москвы в безопасные районы страны.


Еврейский музей - пример нового подхода к музейному делу, пространство насыщено дисплеями, мониторами, интерактивными гаджетами. Как самостоятельные площадки открыты Центр толерантности (здесь проводятся тренинги, семинары, лекции, практикумы, круглые столы), Центр авангарда (искусство 1910-1930-х годов), детский центр "Тут и там".











На территории Бахметьевского гаража находится социальный центр "Шаарей Цедек", открытый при содействии Московской еврейской общины и американского благотворительного фонда "Джойнт". Три глобальных проекта, которые осуществляет "Шаарей Цедек", это благотворительность (социальные программы), питание и медицина. Центр в первую очередь ориентирован на работу с пожилыми людьми и открыт все дни недели, кроме субботы (в шабад евреям нельзя работать).


Президент центра Лия Ратнер провела экскурсию и ответила на вопросы корреспондентов ЯМОСКВЫ:

"В просторной столовой около 500 малоимущих могут ежедневно бесплатно пообедать, и ещё столько же людей с инвалидностью, не имеющих возможности выходить из дома, получат горячий обед с доставкой. В восемь утра шесть фургончиков начинают развозить еду по всем районам Москвы. Для желающих приготовить еду на своей домашней кухне, существует опция "Супермаркет", люди получают продукты для приготовления обеда. Клиенты "Шаарей Цедек" это люди пенсионного возраста еврейской национальности, многодетные семьи, матери-одиночки и малоимущие. Люди узнают об услугах центра по принципу "сарафанного радио" - от соседей, знакомых и слава о благотворителях распространяется по городу без особой рекламы. Всего на учёте состоят около 15 000 человек, которые пять раз в год, по главным еврейским праздникам, получают праздничный продуктовый набор: фрукты и мёд на Рош-А-Шана, пончики и сладости на Хануку, бутылку водки на Пурим, виноградный сок и мацу на Пейсах, а также необходимые в домашнем хозяйстве продукты: масло, сахар, крупы, рыбу, курицу. Надо заметить, что попытка заменить водку на более рациональную крупу провалилась: ни один дедушка и ни одна бабушка от горячительного напитка не отказались. Как шутят, Пурим - это такой праздник, когда каждый еврей должен напиться.

Для инвалидов и одиноких малоподвижных людей работает программа патронажа. Патронажные работники, как правило, женщины, прошедшие обучение на курсах в "Шаарей Цедек", приходят на дом и убирают, готовят, стирают, меняют постельное бельё, кормят и поят. К некоторым клиентам приходят раз в неделю, а при необходимости посещают ежедневно.

Центр досуговых программ напоминает клуб или пансионат советских времён, здесь можно заняться рукоделием, вязанием, изучением иностранных языков, поиграть в шахматы, потанцевать, учиться играть на гитаре или бесплатно посетить парикмахерскую. Пожилым людям очень приятны такие внимание и забота. Старики своей беззаботностью иногда напоминают детей. Для них важнее даже не тарелка супа, а дружеское общение, некоторые одинокие люди находят здесь свою половину. Здесь не забывают и о спортивных программах, на занятиях по общефизической подготовке присутствует врач, который измерит давление до и после выполнения упражнений и поможет выбрать оптимальные физические нагрузки. Одна из программ называется "Секонд-хенд", сюда можно принести ненужные вещи и, напротив, найти что-то полезное. Ещё одна программа - "Экстренная помощь", когда у человека возникает неожиданная потребность, например, в необходимых бытовых приборах, таких как холодильник или стиральная машина. В рамках этой программы "Шаарей Цедек" покупает для нуждающихся и детские кроватки, коляски, мебель, медицинские приборы. Контингент посетителей центра не молодеет, годы берут своё, поэтому здесь существует своя похоронная служба, центр берёт на себя часть расходов, помогает выделить место на еврейских участках кладбища, раввин совершает обряд согласно национальным религиозным традициям. В "Шаарей Цедек" работает своя служба занятости, которая помогает найти вакансии. А по выходным в центр приходят дети из больших семей, здесь есть комнаты для игр, рисования и других творческих затей.

Медицинское обслуживание - ещё одна составляющая проекта "Шаарей Цедек". Собственная поликлиника оснащена самым современным оборудованием, лабораторией и профессионалами-специалистами. Достаточно назвать имя Игоря Семёновича Элькиса, который много лет был главным врачом "скорой помощи" Москвы, а теперь под его руководством работают 40 медиков "Шаарей Цедек". Разумеется, клиенты центра имеют возможность проходить обследования бесплатно, но и все москвичи могут посещать врачебные кабинеты - но уже на коммерческой основе.

Естественно, у корреспондентов возник вопрос: из каких средств складывается бюджет фонда? Деньги предоставляют и американский распределительный благотворительный комитет "Джойнт", и Московская еврейская община. Помогают не только американцы, но и немцы, которые до сих пор чувствуют вину за военные преступления дедов и прадедов в годы Второй мировой. Они выделяют гранты для категорий людей, пострадавших от нацизма - это малолетние узники концлагерей (их немного, но они ещё живы), беженцы, жители оккупированных фашистами территорий.

Ассоциации с коллективизмом и некоторой патриархальностью советских времён возникли не случайно, не только потому что все посетители центра родились и трудились в СССР, воевали против немецкого фашизма (о войне напоминают старые вещи на полках небольшого музея), - здесь ветераны чувствуют себя в спокойной домашней атмосфере, они уверены в будущем и с удовольствием общаются друг с другом за партией в шахматы, а не в очереди в магазин или душном коридоре районной поликлиники. Периодически на языке крутилась реплика, а почему такая социальная забота невозможна в общероссийских масштабах, но этот вопрос надо бы задать федеральным властям, а не сотрудникам благотворительного центра.

Нестабильная обстановка лихих 1980-х и начала 1990-х годов вызвала волну еврейской эмиграции, причём уезжали не маргиналы, а люди с высшим образованием, чьи способности были востребованы в Израиле, в США и в Европе. Некоторые, например, артист и режиссёр Михаил Козаков вернулись на Родину. Поэт и фронтовик Евгений Агранович, ушедший из жизни в 2010 году, не мыслил себя вне России, хотя его родственники перебрались на обетованные земли. В последний путь ветерана провожали друзья-музыканты и десантники-"афганцы", которые выросли на его песнях. Увы, заслуженные и достойные люди великой советской эпохи зачастую живут на нищенскую пенсию. Сейчас нет такой массовой алии, репатриации. Наверное, в этом заслуга и таких центров, как "Шаарей Цедек". Замечу, что среди нынешних клиентов тоже есть легенды отечественной культуры, но по этическим соображениям не стоит называть их имена.

Богатеи из-за океана стали богаты потому, что не привыкли сорить деньгами. Однако находят возможность многие годы поддерживать совершенно незнакомых людей, которые родились и живут в далёкой России. Просто потому, что они одной национальности. Это нормально, это их моральный долг и обязанность. "Шаарей Цедек" можно сравнить с маленькой свечкой, внесённой в тёмную комнату и разгоняющей мрак. Сделать то, что можно, от всей души помочь людям - такую задачу ставят перед собой сотрудники центра."











Ту Би-Шват в "Шаарей Цедек"

В еврейском календаре есть необычный старинный праздник Ту Би-Шват, или Новый год деревьев. Именно в этот день на земле Израиля начинают распускаться почки на деревьях. В еврейской культуре человек уподобляется дереву: подобно тому, как деревья появляются на свет, чтобы произвести плоды и ветки, человек послан на землю, чтобы плодотворно трудиться, постигая моральные, духовные и научные истины. В этот день на стол ставят плоды, в особенном почёте семь плодов, которыми Земля Израиля прославляется в Писании: пшеница, рожь, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.







Официальные сайты
Еврейский музей: http://www.jewish-museum.ru/
Социальный центр "Шаарей Цедек": http://www.tzedek.ru/
Российская Государственная библиотека: http://www.rsl.ru/